Верхний пост











* * *


Текстовое содержание блога

* * *

Внимание! Аттракцион невиданной щедрости! Зарегистрировавшись по моей реферальной ссылке в Airbnb, вы получите небольшие, но абсолютно реальные деньги, которые сможете потратить на своё первое бронирование!



* * *

Понравился данный блог? Поддержи автора небольшим пожертвованием!

[Формы для пожертвований]Webmoney:


PayPal:







* * *

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Кроме того, можно подписаться на ежемесячную рассылку и раньше других узнавать о том, что будет опубликовано в блоге в ближайшем будущем!
promo mova november 14, 2018 16:27 2
Buy for 10 tokens
Я не иду в ногу со временем и не поддаюсь модным течениям (а иначе бы уже давно «творил» не в ЖЖ, а, например, в Инстаграме и Ютубе), поэтому спешу анонсировать, что теперь у вас, дорогие мои читатели, появилась чудесная возможность подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте, которая…

Рецензия | Летят журавли (1957)

«Летят журавли» (1957) – это самая настоящая классика мирового кинематографа и, безусловно, один из лучших советских фильмов вообще. Это, без преувеличения, самый настоящий шедевр. Это – глубокий и тяжёлый фильм о войне, в котором сама война практически не показана (и вовсе не показаны враги), что, помимо прочего, позволило ему стать родоначальником целого поджанра советского кино: прежде в военных кинолентах непременно демонстрировались сражения, героизм бойцов, жизнь на передовой, тогда как «Летят журавли» раскрывал перед зрителями картину того, как параллельно идущим где-то там далеко боевым действиям ломались судьбы обычных мирных жителей, и, зачастую, это было не менее трагично.

Вот и данный фильм начинается с того, что молодая влюблённая пара самозабвенно гуляет по утренней Москве, строит планы на будущее – в общем, живёт вполне себе обычной жизнью. А потом начинается война. Молодой человек уходит добровольцем на фронт (да, поступает глупо, но неужто не было таких?), тогда как его невеста... Впрочем, ни по сюжету, ни чисто по-человечески никто не в праве её осудить. Война – очень страшная вещь, даже если ты находишься в тылу.

В силу возраста я не столкнулся с ситуацией, когда по телевизору регулярно показывали одни и те же фильмы о Великой Отечественной войне, ну а с приходом в наш дом скоростного интернета я, по понятным причинам, отдал предпочтение фильмам иного содержания. И, должен признаться: зря! Потому что даже спустя 64 года «Летят журавли» ничуть не устарел, смотрится буквально на одном дыхании и даже визуально выглядит просто великолепно! Знаете, у слишком старых фильмов есть одна серьёзная проблема: многие спецэффекты, декорации, гримм и прочие декоративные элементы в наши дни очень сильно бросаются в глаза и выглядят вопиюще нелепо. Но в данном фильме, несмотря на солидный возраст, ничего этого нет и в помине (один-единственный эпизод с ребёнком, чуть было не попавшим под машину, можно «притянуть за уши»). Зато есть отличная операторская работа в целом, с мастерским изображением героев, окружающей их обстановки. Кроме того, именно во время съёмок данного фильма были впервые придуманы и сконструированы круговые операторские рельсы, использовавшиеся затем повсеместно – так что фильм оказался поистине новаторским! Эпизод же, снятый с тех самых круговых рельс – это «крутящееся» небо в глазах одного из умирающих героев.

Безусловно, нельзя не упомянуть и тот факт, что «Летят журавли» является единственным советским фильмом, победившем на Международном Каннском кинофестивале.

Но, разумеется, понравился мне данный фильм не только за свою приятную «внешность», хоть я и уделил этому столь много внимания (потому что, очевидно, менее всего ожидал этого от киноленты 1957 года), но и теми сложными проблемами, которые поднимались в ходе его сюжета. Проблемы эти были, по большей части, социальные, о взаимоотношениях между людьми, о том, как кто-то и в трудную минуту остаётся человеком, а кто-то и в лёгкий час им никогда и не являлся.

Однако, отдельно мне бы хотелось выделить мысль, которая звучит в конце фильма, а произносит её вернувшийся после окончания войны Степан:

«Пройдёт время, люди отстроят города, деревни. Зарубцуются наши раны. Но никогда не угаснет лютая ненависть к войне! Мы глубоко чувствуем горе тех, кто сегодня не может встретить своих близких, и мы сделаем всё, чтобы будущие невесты никогда не теряли женихов, чтобы матери не дрожали за жизни своих детей, чтобы мужественные отцы не глотали украдкой слёзы. Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!».

К сожалению, сейчас многие люди почему-то забыли то, что знали их предки в 50-е годы прошлого столетия. И такие фильмы безусловно нужны, чтобы об этом помнить.

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Рецензия | Константин Ушинский - Рассказы и сказки

Некоторое время назад я уже упоминал, что практически все произведения, что я читаю своим детям, были написаны во второй половине 20 века, ибо тот период, по моему мнению, можно смело окрестить золотой эрой детской литературы. Впрочем, из любого правила должны быть исключения, поэтому иногда я совершаю «вылазки» во временные периоды «до» и «после» моей любимой эпохи. Именно так и произошло некоторое время назад, когда мы всей семьёй (да, признаюсь: я и сам о данном авторе прежде ничего не слышал) решили познакомиться с творчеством Константина Ушинского.

Константин Ушинский, живший в середине 19 века, являлся, в первую очередь, даже не писателем, но известным в своё время учёным и педагогом, основоположником российской научной педагогики. Профессиональная деятельность не могла не отразиться на его творчестве: те детские сочинения, которые он писал (основная часть его трудов не являлась художественной и была связанна с педагогикой), непременно несут в себе какое-либо назидание, либо, как вариант, просто повествуют об окружающем мире и природе без каких-то сюжетных линий.

Я не могу не согласиться, что, в какой-то мере, такие рассказы полезны, но, в то же время – как же они скучны! И я сейчас сужу не только по собственным ощущениям, хотя временами и мне самому было неловко мучить детей подобной нудятиной. Но и со стороны своих слушателей я доселе ещё не встречал столь низкую заинтересованность при чтении и столь сильное желание поскорее закончить. Можно ли при таком подходе вынести из произведения что-то полезное, будь оно даже перенасыщено высокоморальными идеалами? Вряд ли.

Впрочем, не всё столь прискорбно, потому что это – лишь часть книги. Помимо создания своих собственных сочинений, Ушинский занимался также и адаптацией русских народных сказок. И его адаптации – это кладезь драгоценных артефактов прошлого! Они позволяют взглянуть на то, как хотя бы приблизительно звучали сочинения наших предков, которые те рассказывали своим детям, передавая их, тем самым, из поколения в поколение.

Дело в том, что пестрящие иллюстрациями книги, продающиеся в наши дни под вывеской «Русские народные сказки», имеют не так уж и много общего с оными. Они чрезвычайно приторные, с вывернутыми наизнанку концовками (ну как это лисичка съест петушка, и на этом всё закончится? А раньше съедала!). При этом, я предполагаю, что и Ушинский в своих адаптациях отошёл от первоисточников в сторону облегчения сюжета, но от того лишь только любопытней наблюдать за тем, как постепенно даже детские сказки подвергаются совершенно необязательной цензуре в угоду духу времени.

* * *

Прочитанные рассказы: «Дети в роще», «Дедушка», «Играющие собаки», «Паук», «Учёный медведь», «Трусливый Ваня», «Грядки гвоздики», «Ветер и Солнце», «Спор воды с огнём», «Утренние лучи», «Ручей», «Четыре желания», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Проказы старухи-зимы», «Спор деревьев», «Пчёлки на разведках», «Ласточка», «Дятел», «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки», «Пчёлы и мухи», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Спор животных», «Лошадка», «Коровка», «Козёл», «Хавронья», «Петушок с семьёй», «Бишка», «Васька», «Мышки», «Бодливая корова», «Чужое яичко», «Орёл и кошка».

Прочитанные адаптации русских народных сказок: «Плутишка кот», «Журавль и цапля», «Лиса и козёл», «Как аукнется, так и откликнется», «Петух и кот», «Мужик и медведь», «Охотник до сказок», «Варёный топор», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка».

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Рецензия | Алан Александр Милн - Винни-Пух и Все-все-все

«Винни-Пух и Все-все-все» Алана Александра Милна – это самая настоящая классика детской литературы, с которой знаком, наверное, вообще каждый. И даже если книгу кто-то всё же не читал, то весёлого толстого медвежонка точно знает по сериям мультфильмов – советских или американских. Впрочем, сегодня нас интересует исключительно первоисточник. Отмечу лишь то, что обе постановки очень далеки от оригинала, и выполнены, скорее, по мотивам произведений Милна.

Несмотря на то, что в советском, а затем и в российском книгоиздательстве укоренилась привычка публиковать приключения обитателей Зачарованного леса (так он называется в имеющимся у меня переводе, тогда как дословно его можно перевести как «Стоакровый лес», что, конечно, звучит куда менее сказочно) в формате одной книги, автор разделил их на два сборника: «Винни-Пух» и «Дом на Пуховой опушке», в каждом из которых – по 10 весёлых рассказов о мальчике Кристофере Робине и его «живых» игрушках. При этом, из классического советского издания «Винни-Пуха и Всех-всех-всех» почему-то удалены два рассказа, имеющих место в оригинальном издании, которые мне пришлось искать отдельно. И это – более чем странно, так как ничего предосудительного в них нет и быть не может. Разве что только Иа-Иа ведёт себя ну совсем отвратительно.

Кстати, на личности ослика мне бы хотелось остановиться отдельно. Видимо, под влиянием мультфильмов у многих сложилось впечатление, что Иа-Иа всё время грустный, его постоянно обижают и вообще он – трагичный герой. И, в принципе, в обеих экранизациях так оно и есть. Но только не в книге. В книге он, скорее, отрицательный герой (насколько, конечно, можно быть отрицательным в доброй детской сказке, где «ожившие» игрушки гуляют по лесу и разговаривают друг с другом), нежели трагичный. Он склочный, язвительный, чрезвычайно высокомерный и с огромнейшим самомнением, а в своём одиночестве виноват исключительно сам. Поэтому удивительно, что на телеэкранах он переродился из неприятного, но по-своему глубокого персонажа в простого поверхностного грустного осла.

Что же касается общей насыщенности смыслами, то тут мне кажется, что «Винни-Пух» очень сильно переоценён. Нет, безусловно, в качестве детского произведения он просто прекрасен! Обширный выдуманный мир, большое количество ярких и разноплановых героев, увлекательные, а иногда и поучительные приключения, красивый язык – всё это присутствует в рассматриваемом нами произведении, и это, без сомнения, не может не вызвать восхищения работой Милна.

Но есть ли в «Винни-Пухе» нечто большее, чем просто хорошо проработанная детская сказка? Да нет, ничего подобного вы в нём не найдёте. Та же первая часть трилогии о Незнайке («Приключения Незнайки и его друзей»), о которой я недавно рассказывал, оказалась в разы глубже и многослойней. Также очень часто упоминается, что Алан Александр Милн писал характеры главных героев в соответствии с основными типажами человеческих характеров. Да, возможно. Но для чего? Или это и была самоцель?

Как бы то ни было, «Винни-Пух и Все-все-все» – это идеальная книга для детства. В ней нет вообще ничего лишнего, ни одного момента, который хотелось бы выкинуть и не читать. Жалко лишь то, что она именно уж «слишком детская» – возвращаться к ней после младшего школьного возраста уже не имеет смысла.

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Традиционная кухня Испании



Традиционная кухня Испании является классической средиземноморской кухней, в которой большой упор делается на растительную пищу и морепродукты. Тем не менее, мясом испанцы тоже не брезгуют; как-никак, самое известное местное блюдо – это как раз сыровяленый свиной окорок или просто хамон. Кроме того, сама по себе кухня Испании не является единой и разделяется на более чем 15 небольших региональных кухонь, традиции которых могут разительно отличаться друг от друга: то, что едят на побережье океана или, тем более, на островах, вы никогда не найдёте в глубине материка, а то, чем утоляют голод в холодных Пиренеях, вам ни за что не подадут на горячем юге. И тем не менее, все эти блюда объединяет то, что они характерны для тех территорий, которые на данный момент формируют Испанию, а, значит, и являются частью одной общей традиционной кухни данной страны.

Collapse )

Рецензия | Хулиганы (2005)

Так ли часто в жизни человека встречаются фильмы, просмотр которых способен кардинальным образом эту самую жизнь поменять? Разумеется, нет. Я даже готов с уверенностью заявить, что большинство вообще никогда не сталкивается с подобной ситуацией, но в моей судьбе такая кинолента имеется, и сегодня настал тот день, когда я вам о ней поведаю.

Вполне возможно, что многих моих читателей сей факт удивит, но столь переломным для меня стал фильм «Хулиганы» (2005), повествующий, собственно, об английских футбольных хулиганах. В нём рассказывается история этакого стеснительного и нерешительного юноши (его играет Элайджа Вуд), которого незадолго до окончания учёбы выгоняют из Гарвардского университета за преступление, которое совершил его сосед по комнате в студенческом общежитии. Взяв всю вину на себя, он прилетает в Лондон к своей старшей сестре, которую не видел уже много лет, и которая живёт в столице Великобритании счастливой семейной жизнью. Там Мэтт – именно так и зовут главного героя фильма – знакомится с Питтом (его играет Чарли Ханнэм), являющимся главой одной из фанатских «фирм» лондонской футбольной команды «Вест Хэм Юнайтед». Так молодой американец и знакомится с внутренней кухней «околофутбола». Сперва пришлому гостю оказываются не рады, но со временем Мэтту удаётся доказать, что он – один из них, а заодно взрастить в себе смелость и мужественность. «Когда тебя ударят пару раз и ты понимаешь, что ты не стеклянный, ты не можешь стоять спокойно, пока не ответишь тем же», – говорит уже заматеревший герой Вуда.

Впервые я посмотрел данный фильм лет в 18 и подумал: блин, да это же просто здорово разбивать кому-нибудь лица за родной клуб! Вот это – именно то, чем я хочу заниматься в свободное время!

Непосредственно же футболом я увлекался уже давно: всем своим горячим юным сердцем болел за местную команду и старался не пропускать ни одного домашнего матча. Тем не менее, ни в каких фанатских движениях никогда не участвовал. Но сказано – сделано, и я очень быстро влился в местную группу фанатов, благо на тот момент в её составе уже были мои знакомые, и никаких затруднений (как то было, например, в фильме) данный процесс у меня не вызвал.

Следующие лет 5 мы все вместе катались по стране, поддерживали команду, выпивали, веселились, иногда искали и находили себе приключения. Справедливости ради нельзя не упомянуть, что в Латвии, где я жил на тот момент, никакой настоящей фанатской сцены, конечно, не было: выезда на один день, которые в других странах таковыми и не считались бы, максимум – сотня фанатов на всю страну в лучшие годы (да и была ли та сотня?), а конфликты и стычки на выездах если и случались, то не с фанатами команды-соперника, а с местной пьяной шпаной. Но другого футбола у нас не было, поэтому приходилось довольствоваться тем, что показывали на стадионах (не перед телевизором же болеть, честное слово).

Пересмотрев «Хулиганов» сейчас, я, конечно, увидел этот фильм несколько иначе. Если в 18 лет я ЗАХОТЕЛ увидеть то, что драться за футбольный клуб – это здорово, то теперь я смог взглянуть на себя в прошлом и сопоставить с главным героем фильма: в те годы я тоже был крайне стеснительным и скромным, а практически всё свободное время проводил за компьютерными играми. Разумеется, на подсознании я был недоволен собой, и увидев в Мэтте похожий до боли образ, сумевший побороть своих демонов, невольно решил последовать его примеру. Тем более, что выбранный им путь был лично мне близок и интересен.

И знаете, что? Это сработало! Нахождение плечом к плечу с единомышленниками, чувство братства, ощущение той бешеной энергии, что исходит от вас во время матчей – всё это заряжает человека уверенностью в своих силах, готовностью постоять не только за себя, но и за ближнего. И чувство это пронизывает тебя не только на стадионе, но остаётся внутри и вне его. Я не буду агитировать каждого становиться футбольным фанатом – это дело вкуса, как и любое хобби, но хочу отдать должное фильму «Хулиганы», которому удалось столь кардинально изменить мою жизнь, чему я до сих пор благодарен.

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Рецензия | Карты, деньги, два ствола (1998)

Что такое «любимый фильм»? Какое кино можно назвать таковым? Некоторое время назад я задумался над этим вопросом и вывел два очевидных критерия, благодаря которым можно выбрать тот самый, единственный и неповторимый фильм (у многолюбов их может оказаться и несколько).

Во-первых, его непременно нужно посмотреть энное количество раз. Невозможно после всего лишь одного просмотра перечеркнуть всё, что видел ранее, и заявить, что это, мол, моя любимая кинолента! Нет, понимание таких вещей приходит постепенно.

Во-вторых, и это самое главное, даже после пятого, десятого, пятнадцатого просмотра любимый фильм продолжает дарить своему зрителю целый океан положительных эмоций! Разумеется, уже пропадает эффект неожиданности, присущий первому знакомству, но и без него вам всегда приятно провести время друг с другом.

У меня такой фильм, само собой, тоже имеется, и это – знаменитая кинолента «Карты, деньги, два ствола» (1998). Наверное, немного банально, но что поделать: всем нам известна поговорка о злой любви и козле. Зато я в очередной раз (десятый? не знаю, уж сбился со счёта) пересмотрел данную картину и получил свою порцию удовольствия, на которую рассчитывал.

В ней рассказывается о группе молодых парней, решивших быстро разбогатеть, обыграв в карты местного криминального босса – Гарри Топора. Данная попытка приводит главных героев к закономерному итогу: проигрышу всех своих денег и долгу в полмиллиона фунтов, который спустя всего неделю они должны отдать уже упомянутому выше Топору. Это – основная сюжетная линия, но в фильме имеется также и несколько второстепенных (хотя можно ли их назвать второстепенными?), которые постепенно сплетаются между собой в плотный узел ради лихой и эффектной кульминации.

Нельзя не отметить и то, что фильм «Карты, деньги, два ствола» стал дебютной работой как для Гая Ричи в качестве режиссёра полнометражных картин, так и для Джейсона Стейтема и Винни Джонса на актёрском поприще. И работа оказалась на редкость изумительной: первый уже сразу после неё смог заявить о себе как о режиссёре с мировым именем, второй стал – пусть и не сразу – главной звездой боевиков нового поколения, а третий сумел переквалифицироваться из футболиста в актёра, что вообще мало кому удавалось. Что интересно, на момент съёмок Джонс ещё продолжал профессионально заниматься футболом, оставив спорт лишь после выхода киноленты.

Но чем же кинокартина «Карты, деньги, два ствола» нравится именно мне? Почему именно этот фильм – мой любимый? Да просто люблю я подобный юмор, нахожу его буквально искромётным. А ещё я люблю фильмы на криминальную тематику – не бессмысленные боевики, а с некоторой долей романтизации данной стороны жизни. Поэтому если два этих ингредиента смешать вместе, то получится коктейль, который непременно приведёт меня в возбуждение. И именно здесь, именно в этом фильме данные ингредиенты подобраны в идеальной пропорции, а также приправлены великолепным саундтреком. Единственное, картинка на экране не всегда дотягивает до нужного уровня; последующие работы Гая Ричи в плане визуальной составляющей выглядят намного лучше дебюта. Но мы закрываем глаза на этот маленький изъян, ведь если бы всё было идеально, то это было бы не живое творение, а пластиковая кукла, не так ли?

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Испания | Сон-Вери-Ноу (Son Verí Nou): Элитный посёлок на скалистом берегу



Сон-Вери-Ноу – это крохотный посёлок, располагающийся к востоку от Эль-Ареналя, о котором я рассказывал в своём предыдущем посте. Он, в принципе, тоже рассчитан исключительно на туристов, но на туристов совсем другого плана – тех, кто покупает на Мальорке свою собственную недвижимость и приезжает отдыхать (а то и просто жить, почему бы и нет?) в ней, а не в дешёвых массовых отелях. Собственно, это хорошо видно по соответствующему запросу в интернет-поисковиках: введите там «Son Verí Nou» и подавляющее большинство ссылок будет на сайты по продаже домов и апартаментов в этом, казалось бы, никому не известном местечке. Цены же начинаются где-то от 1 миллиона евро за небольшой домик, из которого, при удачном стечении обстоятельств даже будет видно море. Так что, скорее, это – лишь полуэлитный посёлок, но от данного факта красивейшее скалистое побережье, на котором Сон-Вери-Ноу находится, хуже не становится, что я вам сейчас и продемонстрирую.

Collapse )

Испания | Эль-Ареналь (s'Arenal): Самый бюджетный курорт Мальорки



Эль-Ареналь, в отличие от столичной Пальмы, является типичнейшим курортным городком, состоящим сплошь из отелей, ресторанов, ночных клубов и магазинов с разнообразным барахлом. Ну и, конечно, всё это располагается вдоль пляжа, омываемого тёплыми водами Балеарского моря. Да, возможно, вы не знали, но Балеарские острова находятся не в Средиземном море, а в Балеарском (которое, конечно, является частью Средиземного, но мы же всегда чётко выделяем, к примеру, Эгейское и Адриатическое моря, и никогда не говорим, что курорты Хорватии находятся на берегу Средиземного моря, поэтому будем последовательны и не забудем о замечательном Балеарском море). Кроме того, даже такие крупные и известные города материковой Испании, как Барселона и Валенсия, также располагаются на побережье Балеарского моря. Вот такой вот не самый известный географический факт. Правда, если быть совсем уж дотошным, то стоит отметить, что и Пальма, и Эль-Ареналь находятся не просто на побережье Балеарского моря, а омываются водами Пальмского залива.

Что же касается самого Эль-Ареналя, то насколько много восторга у меня вызвала Пальма, настолько же много противоречивых чувств вызвал у меня Эль-Ареналь. Но обо всём по порядку.

Collapse )

Рецензия | Николай Носов - Приключения Незнайки и его друзей

Считается, что из всей трилогии о Незнайке сатирической является лишь последняя, третья часть – «Незнайка на Луне», тогда как две предыдущие – обычные детские сказки. Я с этим категорически не согласен. Да, безусловно, первые два произведения о коротышках куда сильнее ориентированы на детей, а потому и написаны в более традиционном сказочном формате, но и сатиры в них тоже хватает. Конечно, её не так много, как в заключительной части похождений Незнайки, и она не столь ярко выражена, но, как говорится: «имеющий уши да услышит». И сегодня мы «прислушаемся» к первой книге о коротышках, которая носит название «Приключения Незнайки и его друзей».

Если кто-то вдруг не знаком с данным произведением (такие люди вообще есть?) или боится спутать его с продолжением («Незнайка в Солнечном городе»), то в нескольких предложениях опишу сюжет.

Книга начинается со знакомства читателей с миром коротышек – обычных человечков, только очень маленьких, которые живут в своих маленьких домах и пользуются совсем крошечными предметами быта. При этом, вся флора вокруг них – обычных, привычных нам размеров. У всех коротышек, как и у нас с вами, есть определённые особенности характера, таланты, привычки. Все (ну, или почти все) имеют какое-то своё определённое занятие. Иными словами, настоящий срез общества, только вместо обычных людей – коротышки, дабы детям было легче ассоциировать себя с маленькими человечками.

Главный герой, вокруг которого строится всё произведение – Незнайка – является, насколько это возможно, отрицательным персонажем. Будучи глупым, вредным, трусливым и завистливым, он регулярно попадает в неловкие ситуации, в которых, тем не менее, каждый раз неожиданно демонстрирует, что и прочие, на первый взгляд, положительные герои, на самом деле, ни чуть не лучше него самого. И это – как раз один из примеров многослойности этого прекрасного произведения, потому что данный скрытый смысл смогут распознать, я полагаю, лишь уже более-менее взрослые читатели, тогда как для детей будет достаточно и педагогического момента о том, что вести себя подобно Незнайке – плохо. И я уж не говорю о том, что читать «Незнайку» просто-напросто весело, что это – отличное времяпрепровождение, и вообще прививает любовь к книгам в дальнейшем.

Сюжет произведения строится на том, как группа коротышек под предводительством Знайки решает отправиться в путешествие на воздушном шаре и попадает (уже без Знайки) в Зелёный город, где живут одни малышки (коротышки женского пола). Там над прилетевшими малышами, не без помощи шантажа и обмана, берёт лидерство Незнайка, что, впрочем, продолжается не так уж и долго.

Николай Носов сумел создать потрясающую и глубокую сказочную вселенную коротышек, в которой, вроде, всё совсем как у нас, но, в то же время, что-то неуловимо иначе. Кроме того, книги о Незнайке написаны великолепным, красивым русским языком, их весело и интересно читать, а это – чрезвычайно важно для детской литературы. Но больше всего «Приключения Незнайки и его друзей» запомнились мне именно своей многослойностью смыслов, о чём я уже упоминал выше. Ведь это же просто великолепно, когда автор, создавая свою работу, вложил в неё что-то и для ребёнка, и для родителя, который, с высокой вероятностью, будет ребёнку эту самую книгу читать!

Таким образом, в «Приключениях Незнайки» ребёнок видит то, что лежит на поверхности: нельзя вести себя так, как это делает Незнайка, иначе тебя ждёт общественное порицание. Кроме того, хорошо быть трудолюбивым, смелым, честным и иметь тягу к знаниям. В общем, такой стандартный педагогический набор, качующий из произведения в произведение.

Но, с другой стороны, на протяжении всего текста автор исподтишка высмеивает и остальных коротышек, вытаскивая на всеобщее обозрение их скрытые отрицательные черты характера: глуповатость, самоуверенность, отсутствие своего мнения и прочие. Происходит это очень осторожно, приоткрывая «непарадные» облики героев, зачастую, всего в нескольких словах, но от этого, на мой взгляд, лишь ещё интересней отыскивать подобные жемчужины среди прочего сказочного текста!

Я не преувеличу, если скажу, что открыл для себя «Незнайку» Николая Носова заново и с совершенно другой стороны. Некоторое время назад я хотел перечитать лишь «Незнайку на Луне», так как данная часть считается самой «взрослой», но теперь ничуть не жалею, что начал с самой первой книги трилогии.

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter