Тринидад и Тобаго (mova) wrote,
Тринидад и Тобаго
mova

Categories:

Германия | Дуйсбург (Duisburg): Приятный центр неблагополучного города



Дуйсбург уверенно входит в двадцатку крупнейших городов Германии (почти 500 000 жителей и 15 место в соответствующем списке), а также, наряду с Дортмундом и Эссеном, находится в тройке главных городов Рурского региона. Кроме того, он является крупнейшим речным портом в Европе, а также, несмотря на общий упадок тяжёлой промышленности на территории Рурского бассейна, и по сей день остаётся одним из ведущих европейских центров сталелитейной промышленности. Так что, думаю, о Дуйсбурге вы что-нибудь да слышали, но, вот, бывали там – вряд ли. Ибо что делать в насквозь индустриальном, полностью уничтоженном войной и очень опустившемся в плане благосостояния городе? Вот и я думал точно так же, пока сам не побывал в Дуйсбурге, и с удивлением не открыл для себя – нет, конечно, не сказочный, но просто – в меру приятный центр, набережную и даже кое-какие сохранившиеся исторические объекты. Но сперва мне бы хотелось вкратце рассказать о нашем с Дуйсбургом знакомстве, которое состоялось ещё за 3 года до данной поездки, дабы вы могли представить, что я ожидал там увидеть непосредственно перед посещением.


Если кто-то из моих читателей не в курсе, то в период с декабря 2013 года по май 2015 года мы жили в Гамбурге. Это был наш первый опыт жизни в Германии, первые годы в иммиграции, поэтому мы ещё плохо знали большинство местных реалий (к примеру, слабо понимали, что представляет собой Рурский регион). Но было кое-что, что безмерно раздражало в жизни в Гамбурге: отвратительный влажный климат и вечно промозглая погода. Этакий очередной Санкт-Петербург, только зимой не морозы и снег, а сплошная сырость и дожди. Поэтому было решено перебираться южнее, и как можно быстрее. Ну а так как о Руре мы знали мало (слышали, что бывший промышленный регион и много мигрантов, но всё – в общих чертах), то нас привлекла дешевизна и доступность жилья в этих городах.

Прошерстив объявления, я договорился за один день объехать и посмотреть сразу по квартире в Дуйсбурге, Вуппертале и целых две – в Дортмунде. Так как машины у нас на тот момент ещё не было, то пришлось ехать на ночном автобусе. Удовольствие – ещё то, скажу я вам. И не потому, что я не могу спать в автобусе – как раз наоборот – а потому, что автобус прибывал в Дюссельдорф (ближайший к Дуйсбургу город, в котором он останавливался) посреди ночи, из-за чего и в автобусе выспаться не получалось, и первый поезд метро (Дюссельдорф и Дуйсбург связаны друг с другом линией метротрама) отправлялся в нужном мне направлении только через полтора часа. Пришлось бродить взад-вперёд по вокзалу. А тут ещё и мизинец на левой руке распух и начал натурально гнить – за день до этого у меня взяли кусочек кожи на анализ, а по дороге, видимо, в ещё не зажившую рану попала грязь и начался понятный процесс с характерным запахом (который, к счастью, не был настолько сильным, чтобы ощущаться окружающими).

Таким образом, уже к моменту просмотра квартиры я был далеко не в самом лучшем расположении духа. Впрочем, мне с первого взгляда стало ясно, что жить в этом месте я не хочу. Нет, это не было какое-то ужасное грязное гетто, но абсолютно серые многоэтажные дома, из которых состоял данный квартал, нагоняли невыразимую тоску. Однако, наибольшее впечатление на меня произвела заброшенная школа, которая располагалась прямёхонько напротив моего потенциального места жительства. Это лишь спустя годы жизни в Рурском регионе я привык к подобному, а в тот раз, приехав из богатого Гамбурга, я был буквально шокирован увиденным. Да и, помимо всего прочего, в показанной мне квартире (она находилась на верхнем этаже) подтекала крыша. Так что я любезно попрощался с сотрудницей фирмы-арендодателя и твёрдо для себя решил, что делать мне в Дуйсбурге больше нечего.

Потом, уже живя в Дортмунде, я неоднократно бывал в Дуйсбурге проездом – и на машине, и на автобусе, и на поезде. И снова ни разу так и не заезжал в его центр. Тут ещё стоит отметить, что дуйсбургский вокзал находится в наихудшем состоянии из всех железнодорожных вокзалов Германии, на которых я только бывал: металлические конструкции все в ржавчине, отовсюду течёт дождевая вода, разбитые и треснувшие окна заклеены уже пожелтевшим от времени скотчем. Правда, справедливости ради нужно отметить, что сейчас в Северном Рейне-Вестфалии начат масштабнейший проект модернизации вокзалов и станций, так что в скором времени и дуйсбургский вокзал будет выглядеть уже совсем иначе. Но в то время он был ещё именно таким, каким я его описал, поэтому, выйдя на привокзальную площадь, я остолбенел: чистая, аккуратная и просто лучшая во всём Рурском регионе!
P6107686.jpg

P6107688.jpg

На скамейках можно как сидеть, так и лежать.
P6107689.jpg

Дуйсбург был основан в 883 году и стал стремительно развиваться как важный центр торговли, чему способствовало очень удачное расположение: на берегу Рейна и на древнем пути Хельвег (Hellweg), соединяющем Рейн и Эльбу.

Но знаете, что такое «фатально не везёт» в масштабах целого города? Ведь нападение врага можно отразить, наводнение или засуху тоже можно пережить. А что делать, если от вас, в буквальном смысле, прямо на глазах уходит ваша главная транспортная артерия? Боюсь представить, что чувствовали жители Дуйсбурга, когда в 1000 году, после продолжительных наводнений, Рейн проложил себе новое русло – значительно западнее того места, где на тот момент располагался город. А я напомню, что в те времена города были заперты в границах своих крепостных стен, и подобное событие означало для них, как минимум, существенный упадок, если не полное запустение. Правда, в данном случае местные жители ещё могли на протяжении следующих нескольких веков пользоваться старым обмелевшим рукавом Рейна, пока тот окончательно не пришёл в негодность, но пропускная способность оного была уже далека от «докризисной», и Дуйсбург постепенно превратился в крестьянское поселение.

Конечно, с течением времени он не стоял на месте, стараясь двигаться вперёд в соответствии с имеющимися возможностями. К примеру, огромный толчок в развитии наук городу дал знаменитейший географ и картограф Герард Меркатор (1512 – 1594), проживший и проработавший в Дуйсбурге более 40 лет; кроме того, в середине 16 века здесь был основан университет.

Впрочем, городом профессоров, студентов и учёных Дуйсбургу стать было не суждено; ему была уготована судьба промышленного гиганта. Уже в конце 17 века (очень рано даже по европейским меркам) здесь стало бурно развиваться табачное и текстильное производство, а в конце 19 века – традиционная для Рурской области тяжёлая промышленность. И, конечно, к тому времени Дуйсбург уже вернулся к берегам Рейна, вновь основал порт и активно занимался торговлей и логистикой.

Разумеется, будучи важным промышленным и логистическим центром, Дуйсбург очень сильно пострадал во время Второй мировой войны: на город было совершено 311 авианалётов и разрушено около 80% зданий. Поэтому, забегая немного вперёд, скажу, что я был крайне удивлён, что отдельные исторические объекты и часть крепостной стены сохранились до наших дней. И, видимо, даже какие-то путешественники сюда всё-таки забираются, иначе зачем нужно было бы выделять целое двухэтажное здание под туристический информационный центр?
P6107694.jpg

Ну а мы углубляемся в центр города. Конечно, здесь есть главная пешеходная улица, по которой все гуляют, и от которой в разные стороны отходят также пешеходные и полупешеходные переулки, на которых, правда, делать уже особо нечего.
P6107693.jpg

P6107690.jpg

Главный бич Königstraße («Кёнигштрассе»; именно так называется данная улица) – это, конечно, её архитектурный облик. При этом, и сама улица, и здания, находящиеся на ней, выглядят аккуратно и ухоженно, но соврешенно безынтересно. Хуже такого может быть разве что только центр города, застроенный жилыми многоэтажками.
P6107699.jpg

P6107695.jpg

P6107715.jpg

P6107703.jpg

Впрочем, выше я уже отмечал, что в Дуйсбурге кое-где ещё сохранились интересные исторические постройки (или же были восстановлены после войны). И их, на самом деле, не так уж и мало. Поэтому, как и стакан, который может быть или наполовину пуст, или наполовину полон, так и Дуйсбург может быть наполовину застроен отвратительными каменными коробками, а может быть – и сохранившимися памятниками архитектуры. Важно лишь то, каким вы захотите увидеть этот город.
P6107702.jpg

P6107701.jpg

Вот, к примеру, дуйсбургский театр и сквер перед ним, которые своим внешним видом точно не испортят ни один даже самый изысканный город.
P6107705.jpg

Кусочек старого Дуйсбурга. Можно закрыть глаза и представить, что раньше так выглядел весь город. Да что там город! Весь Рурский регион! Вся страна! Одним словом: Германия, которую мы потеряли.
P6107721.jpg

Неожиданно в Дуйсбурге сохранилась и находится в отличном состоянии величественная готическая церковь Спасителя (Salvatorkirche; лютеранская), строительство которой было начато в первой половине 14 века, а окончено – в начале 15 века. Конечно, это – не Кёльнский собор, но в пределах Рурского региона я не встречал более впечатляющего храма.
P6107729.jpg

К сожалению, этому зданию повезло гораздо меньше, и сейчас мы можем лицезреть лишь его фундамент. Впрочем, даже это – лучше, нежели просто плюнуть на останки истории и закопать их обратно в землю.
P6107728.jpg

Имеется в Дуйсбурге и интересная современная архитектура.
P6107727.jpg

Встречаются, правда, иногда и вот такие вот весьма странные не то фонтаны, не то скульптуры, но спишем моё недоумение на то, что я просто не все направления искусства способен понять (на самом деле, это – работа знаменитого французского скульптора Ники де Сен-Фалль).
P6107711.jpg

Приятная перпендикулярная пешеходная улочка, ведущая к небольшому парку.
P6107708.jpg

Одна из главных достопримечательностей Дуйсбурга – это его внутренняя гавань (Innenhafen), вдоль которой протянулась пешеходная набережная. Собственно, внутренняя гавань – это и есть тот самый старый рукав Рейна, оставшийся в распоряжении горожан после того, как русло реки сместилось на запад.

Как я уже говорил, со временем он пришёл в негодность, но с наступлением промышленной революции и изобретением мощных машин, внутреннюю гавань снова привели в порядок и использовали по своему прямому назначению вплоть до 60-х годов прошлого века. Но потом объёмы перевозимых грузов стали постепенно сокращаться, а оставшиеся компании ушли в основной дуйсбургский порт, располагающийся в районе Рурорт (Ruhrort). В полузаброшенном состоянии гавань находилась вплоть до середины 90-х годов, пока ею не начали активно заниматься и превращать в совершенно новое, современное городское пространство.
P6107744.jpg

На противоположном берегу находятся различные современные офисные здания, которые и выглядят весьма симпатично, и отлично вписываются в окружающий городской пейзаж.
P6107750.jpg

P6107747.jpg

P6107742.jpg

А ещё здесь находится буквально самое странное здание, которое я только видел в Германии. Да, у него вообще нет окон – ни с одной из сторон, а располагается внутри местное отделение архива Северного Рейна-Вестфалии. Почему оно выглядит именно так – затрудняюсь ответить. Возможно, внутри нет постоянного персонала, а документам дневной свет не требуется. Но, возможно, что очередной архитектор просто захотел «отличиться».
P6107746.jpg

P6107739.jpg

Рядом с архивом можно увидеть функционирующий и по сей день подъёмный мост Schwanentorbrücke («Шваненторбрюке»), способный поднимать свою платформу на 10 метров вверх. Но так как гавань уже давно перестала быть судоходной, а по мосту проходит наземная линия метротрама, то поднимают его лишь во время редких праздников, когда в городе устраивают регату.
P6107740.jpg

Практически вплотную к набережной прилегает и старинная городская стена, сооружённая здесь в начале 14 века. Протяжённость неразрушенной части составляет почти 350 метров, что делает её самым крупным сохранившимся средневековым фортификационным сооружением во всём Рурском регионе!
P6107752.jpg

P6107751.jpg

Местами стена и башни находятся в не самом лучшем состоянии (здесь, например, сгнила внутренняя деревянная лестница), но это – дело поправимое.
P6107755.jpg

Вот так выходишь на балкон, а перед тобой – стена с многовековой историей. Есть в этом, всё-таки, что-то необычное, что-то будоражащее воображение.
P6107753.jpg

В Дуйсбурге, к моей пущей радости, имеется свой собственный метрополитен (конечно, метротрам, так как полноценное метро в Германии встречается в считанных городах). Но, к сожалению, местную «подземку» начали строить лишь незадолго до того, как город стал опускаться в пучину кризиса и безденежья, успев, правда, перед этим практически полностью уничтожить городскую трамвайную сеть, которая существовала в Дуйсбурге аж с 1881 года (электрифицировали трамвай в 1897 году), а в период своего расцвета состояла более чем из 20 маршрутов.

В 1969 году началась масштабная реорганизация городского общественного транспорта и строительство сети метротрама. В соответствии с общепринятой практикой было решено в центре города все пути и станции убрать под землю, а за его пределами – вывести наружу, и в 1975 году было начато строительство тоннелей. Но из-за недостатка финансирования работы постоянно затягивались, первоначальные планы урезались (а трамвай, я напомню, уже успели уничтожить). В результате, открытие первого участка тоннеля состоялось лишь в середине 1992 года.

Конечно, упорные немцы всё-таки достроили метротрам в Дуйсбурге. Но нужен ли он там, да ещё и такой ценой? В итоге, ведь, не была реализована и десятая часть от первоначального проекта, а всё, что мы имеем на сегодняшний день – это одна-единственная полноценная линия метротрама, соединяющая Дуйсбург с Дюссельдорфом, а также две сохранившиеся гибридные трамвайные линии, использующие метротрамовые тоннели, и соединяющие Дуйсбург с Динслакеном и Мюльхаймом-на-Руре.
P6107767.jpg

P6107760.jpg

P6107735.jpg

Подвижной состав не новый, но выглядит ещё довольно бодро.
P6107765.jpg

Интерьер вагона.
P6107761.jpg

На поверхности большинство подземных станций метро выглядят как обычный подземный переход, но изредка попадаются и павильоны. Впрочем, и они не блещут архитектурной выразительностью.
P6107707.jpg

P6107724.jpg

Дуйсбург сегодня – это очередной город Рурского региона, который высоко взлетел на ниве индустриализации, но «положил все яйца в одну корзину» и из-за этого очень больно упал. Тем не менее, выход из кризиса у него, как мне показалось, получается более удачным, нежели у многих его соседей. Просто яма оказалась уж слишком глубокой. Но, по крайней мере, сюда хотя бы можно приехать с туристическими целями и не остаться вообще ни с чем, что тоже неплохо.
P6107759.jpg

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter


Tags: Германия, Европа, Путешествия, Фотопутешествие: Германия
Subscribe

Posts from This Journal “Фотопутешествие: Германия” Tag

promo mova november 14, 2018 16:27 2
Buy for 10 tokens
Я не иду в ногу со временем и не поддаюсь модным течениям (а иначе бы уже давно «творил» не в ЖЖ, а, например, в Инстаграме и Ютубе), поэтому спешу анонсировать, что теперь у вас, дорогие мои читатели, появилась чудесная возможность подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте, которая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments

Posts from This Journal “Фотопутешествие: Германия” Tag