Тринидад и Тобаго (mova) wrote,
Тринидад и Тобаго
mova

Categories:

Рецензия | Агния Барто - Проза

Агния Барто известна, в первую очередь, как талантливейший автор стихов для самых маленьких. Мне не хочется сегодня обсуждать её личностные качества и политические взгляды, с которыми я глубоко не согласен, но нельзя не признать: стихи про мишку с оторванной лапой, качающегося бычка, брошенного под дождём зайку и прочих вот уже почти 100 лет являются теми первыми произведениями, с которых у ещё совсем недавно появившихся на свет русскоязычных людей начинается знакомство с миром литературы. И они по-настоящему гениальны; гениальны в своей простоте и красоте.

Несмотря на то, что многим читателям творчество Агнии Барто известно лишь по вышеуказанным четверостишиям, оно, на самом деле, намного обширней. В моём распоряжении имеется трёхтомник её произведений, не являющийся и близко полным собранием сочинений поэтессы. Тем не менее, в нём есть как самые популярные стихи для малышей, так и стихи для детей дошкольного и даже младшего школьного возраста – их там, как раз, большинство, но почти все они, к моему огромному сожалению, насквозь пропитаны большивистской пропагандой, поэтому их я, разумеется, своим детям читать не стал.

А ещё Агния Барто писала и прозу. Конечно, не в таких количествах, как стихи – всё-таки, она была поэтессой, но, при желании, нерифмованные произведения можно найти и у неё. И, что ещё более удивительно, они повествуют просто о жизни, о каких-то детских приключениях и событиях, без какой-либо коммунистической идеологии, так что данные произведения можно спокойно читать своим детям и в наши дни.

Ну а теперь я кратко расскажу о каждом крупном прозаическом произведении Агнии Барто, которое я недавно прочёл.

«Слон и верёвочка» представляет собой сценарий для одноимённой детской кинокомедии, вышедшей на экраны в 1945 году. Сюжет строится вокруг маленькой девочки Лидочки, которая не умеет прыгать через прыгалки, из-за чего очень переживает. Однажды во сне ей является прыгающий слон и сообщает, что для того, чтобы научиться прыгать через прыгалки, Лидочка непременно должна кому-то помочь, сделать доброе дело. Проснувшись, Лидочка изо всех сил пытается выполнить наставление слона и отыскать кого-нибудь, кто бы по-настоящему нуждался в помощи.

Очень доброе и, одновременно, смешное произведение.

«Алёша Птицын вырабатывает характер» – ещё один сценарий для ещё одной детской кинокомедии, поставленной в 1953 году. Сюжет повествует о том, как главный герой решает доказать родителям и самому себе, что у него есть сила воли, и объявляет, что будет всё делать по составленному им же самим расписанию.

«Вот она, пропаганда советского образа мышления!», можете воскликнуть вы. Да, пусть так. Но я не отношу себя к той категории лиц, которые будут отвергать всё, что так или иначе пропагандировалось в СССР, даже если это и было чем-то полезным (а собранность и умение в подростковом возрасте выполнять свои ежедневные обязанности в соответствии с расписанием я считаю как раз таковым). Тем более, что главная мысль рассказа заключается в том, что ради помощи другим людям можно поступиться даже своими правилами.

Как итог: ещё одно хорошее произведение.

«Чёрный котёнок» также является сценарием, но уже лишь для короткометражной детской комедии, снятой в 1965 году в рамках киноальманаха «От семи до двенадцати». В ней двое друзей, Алик и Боря, находят на улице бездомного чёрного котёнка и пытаются его приютить, но, вот беда, котёнок оказывается через чур уж озорным, да ещё и чёрным! Вот и приходится мальчикам мыкаться со своим питомцем, который к ним уже крепко-накрепко привязался.

Данное произведение я могу даже назвать в какой-то мере сатирическим, так как оно полностью построено на высмеивании суеверий, что, кстати, являлось ещё одним положительным элементом в советской общенародной пропаганде, но, как и многое другое хорошее (например, занятия спортом на любительском уровне среди всех слоёв населения), не было в полной мере воплощено в жизнь.

«10 000 мальчиков» является последним крупным прозаическим произведением Агнии Барто, о котором я сегодня вам расскажу, и, неожиданно, совсем не детским. Конечно, это ещё не взрослая литература, но, пожалуй, уже подростковая. По крайней мере, данный рассказ очень сильно контрастирует со всем остальным, что напечатано в этом трёхтомнике – как по возрасту предполагаемого читателя, так и по настроению: в «10 000 мальчиков» не будет улыбок; это, скорее, драма, хоть и со счастливым концом.

Главный герой произведения – одинадцатилетний японский мальчик Таро, сирота, а действие сюжета происходит параллельно в Японии и Москве. Советский скрипач Андрей Борисов, находясь на гастролях, случайно знакомится с Таро и, с помощью переводчика, узнаёт его печальную историю. Вернувшись на родину, Андрей Борисов, чтобы хоть как-то поддержать одинокого сироту, рассказывает по радио о Таро и предлагает слушающим его мальчикам отправить маленькому японцу письма со своими фотокарточками. Благодаря этому, Таро, хоть и ненадолго, становится настоящей знаменитостью в своём родном городе.

Не могу сказать, что я остался в восторге от данного произведения. Да, в нём есть смысл, определённая проблематика, но... оно здесь просто не на своём месте. Дети, которым читают подобные сборники, ещё не поймут тех идей, что вкладывал автор в своё сочинение, а подростки, уже способные их понять, просто не будут читать столь детские сборники.

Помимо вышеперечисленной «крупной» прозы, я прочёл ещё и ряд небольших рассказов Агнии Барто. Вот их названия: «А, здравствуйте...», «Чинить, паять!», «Зритель слушает да ест», «Первая помощь», «Кому чего?», «Мальчик, помолчи!», «Я в куклы не играю», «Размышление перед сном», «Ещё одни шефы», «Истинная правда», «Трудный переулок», «В порядке исключения». Они, как правило, очень короткие – всего несколько абзацев текста, и малоинтересные, а то и вовсе уже непонятные современным детям, как, например, рассказ «Ещё одни шефы», в котором то ли кружок самодеятельности несёт шефство над академиками, то ли академики – над кружком. В общем, сугубо советские реалии.

Из действительно интересных коротких рассказов я бы хотел отметить «Мальчик, помолчи!» и «Истинная правда». В них в забавной форме обыгрываются нюансы воспитания детей, а это всегда можно облачить в смешную обёртку.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что не только стихи, но и проза у Агнии Барто находится на весьма высоком уровне. А если учесть, что, в отличие от поэзии, в ней нет коммунистической пропаганды, то данные произведения всё ещё не теряют своей актуальности и в наши дни.

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter

Tags: Литература
Subscribe

Posts from This Journal “Литература” Tag

promo mova november 14, 2018 16:27 2
Buy for 10 tokens
Я не иду в ногу со временем и не поддаюсь модным течениям (а иначе бы уже давно «творил» не в ЖЖ, а, например, в Инстаграме и Ютубе), поэтому спешу анонсировать, что теперь у вас, дорогие мои читатели, появилась чудесная возможность подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте, которая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments