Тринидад и Тобаго (mova) wrote,
Тринидад и Тобаго
mova

Categories:

Германия | Дортмунд (Dortmund): Индустриальный музей Zeche Zollern

P5050634.jpg

Вот уже почти год минул с того момента, как мы сменили берег Рура на берег Рейна, а, значит, пришла пора окончательно распрощаться с Дортмундом и написать о нём заключительный пост. Мне не хочется, чтобы такое знаковое для меня событие было окрашено в мрачные тона, поэтому сегодня не будет вообще никакого негатива; в этот раз я расскажу вам, дорогие читатели, об одном из интереснейших мест города — индустриальном музее, располагающемся на месте бывшей шахты Zeche Zollern (LWL-Industriemuseum Zeche Zollern). Что немаловажно: музей находится на глухой окраине, практически среди полей, поэтому редкий турист до него добирается.


Как известно, Дортмунд имеет богатое промышленное прошлое: ещё 100 лет назад на его территории находилось просто немыслимое количество шахт, заводов и фабрик. Например, как я уже ранее рассказывал, за всю историю горнодобывающего дела в Дортмунде было пробурено 124 шахты. А потом все они закрылись. Все, до единой. И что же делать с этим индустриальным наследием? Конечно, большинство предприятий снесли; где-то на их месте построили офисные центры, где-то — жилые районы, где-то вырыли даже целые озёра, а где-то на месте шахт до сих пор стоят бесхозные пустыри. И лишь единицам из них повезло дойти до наших дней, пусть и в виде музеев. В Дортмунде таковой стала шахта Zeche Zollern, располагающаяся в окраинном районе Бёвингхаузен (Bövinghausen), вплотную прилегающем к Бохуму и Кастроп-Раукселю.

Шахты Zeche Zollern (а именно, вторая и четвёртая, находившиеся в интересующем нас месте) были основаны в период с 1898 по 1904 года, и являлись образцовыми — построенными в соответствии с самыми инновационными технологиями того времени. Тем не менее, данное месторождение каменного угля (а именно его и добывали в этих шахтах) оказалось не столь богатым, как предполагалось изначально. В связи с этим приходилось бурить всё глубже и глубже, что выливалось в дополнительные расходы. В 50-е годы прошлого столетия, когда максимальная глубина составляла уже 683 метра, было принято решение остановить добычу, а в 1966 – 1967 годах шахту заполнили и закрыли навсегда.

Стоит отметить, что в Германии я не встречал ни одного музея, в рамках посещения которого можно было бы спуститься в самую настоящую шахту. Дело в том, что подобные места — зоны высочайшего риска с очень ограниченным сроком существования. Подземные воды, провалы и обрушения пород могут запросто привести к человеческим жертвам, и рисковать, разумеется, никто не хочет. Да и просто с финансовой точки зрения поддержание безопасности и нормального функционирования подобного объекта будет обходиться очень и очень дорого.

Тем не менее, в одном только Рурском регионе насчитывается более 1000 стволов шахт, оставленных ещё до середины прошлого века и не засыпанных должным образом. А сколько по всей стране? Например, в 2012 году неподалёку от Ганновера чуть не произошла трагедия: во время прогулки по лесу с группой детского сада в старую, частично заполенную водой, вентялиционную шахту провалился трёхлетний ребёнок. Смерти ребёнка от переохлаждения удалось избежать лишь благодаря тому, что вслед за ним в шахту прыгнула и его воспитатель, продержав малыша прижатым к своему телу до приезда спасателей.

Но вернёмся к нашему музею.

После закрытия шахты все прилегающие нежилые здания были подготовлены к сносу, но благодаря инициативе известного дортмундского архитектора Ханса П. Кёльмана (Hans P. Koellmann) весь комплекс зданий был сохранён как один из самых выдающихся примеров индустриальной архитектуры Рурского региона, а машинный зал и вовсе помещён под охрану как памятник государственного значения, став первым подобным промышленным объектом на территории всей Германии.

Тем не менее, долгое время посещение бывшего комплекса шахт было невозможным. Лишь в 1981 году организация LWL (Landschaftsverband Westfalen-Lippe) получила его в своё распоряжение и начала подготовку к созданию полноценного музея, которым мы и имеем возможность сегодня насладиться.
Вплотную к шахте прилегает квартал «Колония Ландвер» (Kolonie Landwehr), построенный специально для работников данного предприятия. Подобные заводские и шахтёрские поселения, возводившиеся со второй половины 19 века и до середины 20 века — типичная картина для городов Рурского региона, хотя первоначально подобный тип жилья получил распространение вокруг горнодобывающих компаний Эльзаса. Но после победы в войне с Францией в 1871 году на предприятия Рура прибыло более 700 000 иммигрантов из Пруссии, Польши и Силезии. Несмотря на то, что ими были, в основном, неприхотливые одинокие крестьяне, нужно было где-то расселять новоприбывших рабочих. С того момента и начался расцвет строительства индустриальных жилых комплексов.

Первые подобные районы не отличались особой привлекательностью и комфортом, но постепенно, подгоняемые конкуренцией и необходимостью привлекать уже не только одиноких работников, но и имеющих семью, предприятия начали строить всё более и более качественные кварталы — вплоть до образцовых, внесённых ныне в списки памятников архитектуры. Одним из таковых как раз и является Колония Ландвер, возникшая на этом месте в начале 20 века.
P5050602.jpg

В Рурском регионе очень распространены платановые аллеи. Я, кстати, поначалу не знал, что платаны регулярно сбрасывают кору, и переживал, что деревья чем-то серьёзно заболели.
P5050603.jpg

Двухэтажки, двухэтажки,
А я маленький такой!
P5050606.jpg

Небольшой сквер с информацией о Дортмунде и Рурском регионе.
P5050605.jpg

На проходной музея — огромный кусок угля, некогда добытый здесь же.
P5050607.jpg

Попадая внутрь, сразу же понимаешь, почему Zeche Zollern считается памятником архитектуры. Честное слово: я ещё не встречал более красивого промышленного комплекса. И куда более известная эссенская шахта-музей Zeche Zollverein вызывает в разы меньше восторга.
P5050610.jpg

P5050608.jpg

В одном из зданий располагается экспозиция, собранная из повседневных вещей, использовавшихся в годы функционирования производства. Однако, не могу сказать, что она очень уж сильно впечатляет; в Германии полно музеев, специализирующихся как раз на таких вот предметах, и их экспозиции в разы богаче. Кстати, подобные музеи стоит искать по ключевому слову «Heimatmuseum».
P5050656.jpg

Но главное здание данного музея — это, безусловно, машинный зал. Он прекрасен как снаружи...
P5050619.jpg

P5050635.jpg

...так и внутри. Все машины здесь — оригинальные, находились и использовались по назначению именно в этой шахте. Как и всё здесь, они также считались передовыми в своё время: в начале прошлого века на большинстве шахт Рурского региона ещё использовалась паровая тяга, тогда как тут весь процесс уже был электрифицирован.
P5050638.jpg

P5050637.jpg

P5050636.jpg

Просто всмотритесь, сколько тут эстетики в деталях!
P5050639.jpg

А здесь можно увидеть, как в начале прошлого века выглядели далеко не самые технологически прогрессивные шахты. Вот, например, в Даттельне. Чувствуется разница, не так ли?
P5050640.jpg

На территории музея также сохранён крупный узел дортмундской узкоколейной железной дороги, связывавшей многочисленные предприятия этого города. На рельсах до сих пор доживают свои дни проржавленные вагоны и локомотивы (очень надеюсь, что ржавеют они не бесконтрольно, а за ними таки следят).
P5050617.jpg

P5050615.jpg

Тематическая детская забава.
P5050621.jpg

Можно представить, как происходил процесс загрузки шахтёрских вагонеток.
P5050612.jpg

А тут — настоящий вагон, в котором горняки спускались в шахту! Если сесть в него, то, наверное, удастся вообразить себя представителем этой тяжёлой и опасной профессии.
P5050627.jpg

Вообще, на территории музея находится огромное количество разнообразных деталей исполинских размеров, некогда использовавшихся при добыче полезных ископаемых. Вряд ли вы ещё где-то сможете увидеть нечто подобное (кроме других музеев схожей тематики, разумеется).
P5050629.jpg

P5050628.jpg

Но главная достопримечательность музея Zeche Zollern — это шахтный копёр и прилегающие к нему помещения.
P5050634.jpg

На нижних ярусах находятся производственные помещения, в которых добытая в недрах земли порода впервые «знакомилась» с белым светом.
P5050641.jpg

P5050643.jpg

Кроме того, всем посетителям разрешается подниматься на самую вершину копёра! И это, поверьте мне, стоит того: не так-то часто свободно пускают на подобные объекты; чаще всего — лишь в составе организованной экскурсии.
P5050646.jpg

P5050648.jpg

А виды отсюда открываются просто восхитительные!
P5050655.jpg

P5050647.jpg

Железная дорога кажется просто-таки игрушечной!
P5050654.jpg

P5050642.jpg

Как я уже написал в начале поста, музей Zeche Zollern — одно из интереснейших мест Дортмунда, и даже те, кто не любит посещать традиционные музеи, я уверен, не останутся равнодушными, посетив этот. Даже немного жаль, что обнаружил я его лишь в последний год проживания на территории Рурского региона.

Данным постом я заканчиваю свои рассказы о Дортмунде. Да, их было не так много, о некоторых небольших достопримечательностях я так и не рассказал, но, тем не менее, этого вполне достаточно, чтобы составить более чем ясное впечатление о данном городе. Вполне возможно, что в будущем я когда-нибудь ещё окажусь здесь, но вряд ли с целью сбора материала для нового поста. Так что: прощай, Дортмунд!

Здесь вы можете ознакомиться с остальными моими постами о Дортмунде:
Центр
Малоизвестные достопримечательности
Автовыставка
Средневековый фестиваль «Gaudium»
Самый современный район Дортмунда (PHOENIX See)

* * *

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!

Следить за выходом новых постов можно в следующих социальных сетях:
Facebook | VK | Twitter | Telegram


Tags: Германия, Европа, Музей, Путешествия, Фотопутешествие: Германия
Subscribe

Posts from This Journal “Фотопутешествие: Германия” Tag

promo mova november 14, 2018 16:27 2
Buy for 10 tokens
Я не иду в ногу со временем и не поддаюсь модным течениям (а иначе бы уже давно «творил» не в ЖЖ, а, например, в Инстаграме и Ютубе), поэтому спешу анонсировать, что теперь у вас, дорогие мои читатели, появилась чудесная возможность подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте, которая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Posts from This Journal “Фотопутешествие: Германия” Tag