Тринидад и Тобаго (mova) wrote,
Тринидад и Тобаго
mova

Categories:

Франция | Мюлуз (Mulhouse): Промышленный центр Эльзаса

P7058008.jpg

Пару лет назад, ещё живя в Дортмунде, мы осуществили одно из самых запоминающихся путешествий, которые случались с нами до сих пор. Отправившись на сотни километров южнее, мы посетили французские Мюлуз и Кольмар, а также немецкий Фрайбург-им-Брайсгау. Да, мы увидели лишь 3 города, но каждый из них имеет свой особенный облик и, без сомнения, смог врезаться в нашу память на всю оставшуюся жизнь. И начну я с Мюлуза — наименее интересного города на нашем маршруте. Но пусть вас не вводит в заблуждение характеристика «наименее интересный» — он таковой лишь в сравнении с Кольмаром и Фрайбургом, потому что и в самом Мюлузе есть, что посмотреть.


Данное путешествие получилось у нас железнодорожным с небольшим автобусным вкраплением: от точки к точке на нашем маршруте мы передвигались исключительно на поездах, и лишь часть пути между Кольмаром и Фрайбургом были вынуждены проехать на автобусе (но об этом я ещё расскажу в следующих постах). Зато нам удалось полноценно познакомиться с немецкими скоростными поездами ICE; ранее мы на подобном виде транспорта уже ездили, но всего лишь минут 20, по пути из Льежа в Ахен, поэтому назвать то знакомство всеобъемлющим у меня просто язык не поворачивается. Зато в этот раз мы провели в поездах ICE в сумме около 10 часов, преодолели планку скорости в 300 км/ч и вкусили все прелести перемещения на современном общественном транспорте. Да, скоростные поезда, конечно, не идут ни в какое сравнение с обычными региональными — тут и сервис на уровень выше, и удобств намного больше, и нет случайных асоциальных попутчиков, которые периодически встречаются в местечковых поездах.

Но есть там, конечно, и свои минусы. Про то, что скоростные поезда, наверное, чаще опаздывают, чем не опаздывают, я могу и не рассказывать — так в Германии везде и с любым типом железнодорожного транспорта. Но вот что действительно доставило нам неудобства, так это крайне узкий проход между креслами, в который коляска для младенца никак не могла протиснуться. Да, для таких пассажиров предусмотрены специальные места, но располагаются они в вагоне почему-то с протовоположной стороны от отсека, в котором принято оставлять крупный багаж. То есть, если вы передвигаетесь с коляской и чемоданами, то вам придётся бегать из одного конца вагона в другой. К этому ещё может приложиться и то, что в таких поездах число пассажиров часто превышает количество посадочных мест, что вынуждает людей располагаться в тамбурах и вышеупомянутых проходах. А тут вы в полном «вооружении».

Чтобы сгладить негативное впечатление, добавлю, что такие поезда — вовсе не для богатых (в отличие от европейских ночных спальных вагонов). Если брать билет заранее, то из одного конца страны в другой вполне можно попасть за 30 — 40 евро. Правда, стоит оговориться, что так было до нынешнего карантина. Вернутся ли к подобным акциям после оного — будет видно.

* * *

Мюлуз был впервые упомянут в сохранившихся исторических хрониках в начале 9 века, однако эта дата может являться неточной, так как пожар, случившийся в местной ратуше в 1551 году, уничтожил множество документов, содержавших информацию о первых столетиях жизни города.

В средние века Мюлуз входил в состав Священной Римской империи (то есть, был немецким, а не французским, как сейчас) и занимал в ней весьма заметное место, получив в конце 13 века статус свободного имперского города. Правда, со временем Мюлуз, как и некоторые другие видные города данного региона, присоединился к Швейцарскому союзу, что вызвало недовольство как французских, так и немецких правителей, пытавшихся положить конец объединению и, среди прочего, завоевать Мюлуз. Все эти действия привели к чудовищным разрушениям (более 100 мелких населённых пунктов были стёрты с лица земли), но Мюлуз так и не пал. В итоге, он ещё сильнее отдалился от остального Эльзаса, полностью порвав с ним какую-либо политическую связь. И, как оказалось, это сыграло им только на руку: Тридцатилетняя война и последовавший за ней сильнейший экономический упадок обошли Мюлуз стороной. Однако, всему приходит конец: в 1798 году Мюлуз присоединился к молодой Французской республике.

В следующем столетии Мюлуз охватила промышленная революция и он стал одним из крупнейших индустриальных центров Франции, получив прозвище «Французский Манчестер». Доминировали в тот период времени текстильная и химическая отрасли промышленности. Помимо этого, и на уровне городского управления, и на уровне частных компаний, в Мюлузе приветствовалось внедрение инноваций в производственный процесс, в результате чего местные предприятия и их продукция имели высокий статус на международных рынках.

В 1870 году Баден оккупировал Эльзас, а вместе с ним — и Мюлуз. Уже через год на политической карте Европы появилась Германская Империя, в составе которой Мюлуз пробыл вплоть до 1918 года, после чего снова вернулся в состав Франции, где, за небольшим перерывом на Вторую мировую войну, находится и по сей день.

Заканчивая историческую справку, нельзя не упомянуть, что индустриальный Мюлуз, как и аналогичные регионы Германии (Рур, Саар), очень сильно пострадал от промышленного кризиса второй половины прошлого века, когда в Европе повсеместно стали закрываться заводы, фабрики и добывающие предприятия. Это привело к росту социального неблагополучия, преступности и оттоку коренного населения. Тем не менее, Мюлуз выглядит намного приятней, нежели города того же Рурского региона. Впрочем, пора вам его уже и показать!
P7057942.jpg

P7057937.jpg

В ходе Второй мировой войны Мюлуз подвергся серьёзным разрушениям, поэтому сейчас его исторический центр не отличается большими размерами и разнообразием построек. Конечно, какая-то часть зданий была возвращена к жизни, но на фоне многих других французских городов Мюлуз выглядит бледновато.
P7057935.jpg

P7057932.jpg

Главная площадь Мюлуза, именуемая площадью Воссоединения (Place de la Réunion), является скоплением почти всех основных городских достопримечательностей. И, пожалуй, это — единственное место в Мюлузе, о котором можно однозначно заявить, что оно вот прямо очень красивое! Все остальные улицы и площади, за исключением нескольких отдельных объектов, выглядят не столь интересно.
P7057955.jpg

P7057950.jpg

Здесь же располагается и Старая ратуша, построенная в середине 16 века. Сперва меня поразило, что все украшения, находящиеся на фасаде здания, просто нарисованы на гладких голых стенах. Ведь, как правило, статуи и прочая лепнина на главных городских сооружениях той эпохи — настоящие, и их можно не только увидеть, но, в теории, и потрогать. Поэтому я сперва даже решил, что при восстановлении ратуши кто-то решил сэкономить и сделал вот такую вот топорную копию. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что это — оригинал, задуманный и созданный автором почти пять веков назад.
P7057944.jpg

P7057953.jpg

Подобные «нарисованные» фасады встречаются в центре Мюлуза повсеместно, что сильно отличает его от остальных городов Эльзаса, в которых преобладает фахверковая архитектура. Происходит это оттого, что большой период времени Мюлуз был куда сильнее связан со Швейцарией, где подобная фасадная роспись — не редкость, нежели с Эльзасом.
P7057994.jpg

P7057972.jpg

P7057959.jpg

Ещё один ключевой объект города, также располагающийся на главной площади — это церковь Сент-Этьен, являющаяся самым высоким протестантским храмом во всей Франции (высота её шпиля составляет 97 метров). Несмотря на то, что сама церковь Сент-Этьен находится здесь со второй половины 12 века, нынешнее здание возведено, вопреки своему средневековому внешнему виду, лишь в 1866 году («классический» средневековый храм был разрушен за 8 лет до этого).
P7057958.jpg

Прогуляемся по улочкам центра.
P7057975.jpg

P7057970.jpg

P7057981.jpg

В день нашего визита в Мюлузе был развёрнут просто-таки грандиозный рынок! Практически все улицы центра были заняты палатками и ларьками. При том, насколько я понял, это — не какой-то особый праздник, а обычный регулярный рынок. В Германии они могут достигать таких размеров лишь в предрождественскую пору.
P7057984.jpg

P7057977.jpg

Ох уж эти ставни! Я их просто обожаю! Не покривлю душой, если скажу, что одна из первых вещей, с которой у меня ассоциируется Франция — это как раз окна со ставнями на фасадах исторических зданий.
P7057980.jpg

Неожиданно среди узких переулков нашёлся самый настоящий старинный фахверковый домик. Как он здесь оказался? Кто перенёс его сюда? Ведь, быть может, он — один из последних живых свидетелей Мюлуза как города Священной Римской империи.
P7057967.jpg

Настенная живопись.
P7057962.jpg

В принципе, в Мюлузе можно гулять и за пределами старого города — вокруг него раскинулись симпатичные районы с застройкой конца 19 и начала 20 веков.
P7057965.jpg

P7057964.jpg

P7058010.jpg

В этих местах находится ещё одна видная мюлузская достопримечательность — башня Боллверк (Bollwerk), являвшаяся некогда частью городских оборонительных укреплений. Построена в 13 веке.
P7058016.jpg

А, знаете, что мы обнаружили прямо рядом с башней? Клумбу, на которой выращивали картофель! Вот, что значит «рациональное использование земли»!
P7058015.jpg

Местный небоскрёб. Вообще, Мюлуз — город малой этажности, поэтому данную «достопримечательность» видно издалека.
P7057930.jpg

В 2006 году в Мюлузе восстановили трамвайное сообщение, которое впервые появилось здесь в 1882 году, однако в 1957-м было полностью закрыто. Нынешняя сеть состоит из трёх линий, но для города с населением в 110 000 человек этого вполне достаточно. Все трамваи — комфортабельные и современные.

И раз уж мы подняли тему общественного транспорта, то будет уместным упомянуть о том, что именно в Мюлузе находится крупнейший во всей Европе железнодорожный музей — «Cité du Train». В его коллекцию входит более 100 транспортных средств и более 1000 объектов, связанных с железной дорогой.
P7058009.jpg

P7057929.jpg

Мюлуз оказался городом, у которого, всё-таки, есть своё лицо. Да, пусть не самое притягательное, но оно есть. Ехать ли сюда? Пожалуй, если вы собираетесь путешествовать по Эльзасу или Швейцарии, то можно заскочить и в Мюлуз, в противном случае — не составит труда найти города и поинтересней.
P7058007.jpg

P7058005.jpg

P7057988.jpg

P.S. Подписывайтесь на мою ежемесячную рассылку. Это – не просто стандартный спам, а каждый раз – небольшой эксклюзивный пост, который приходит непосредственно на вашу электронную почту.

Также вы можете поддержать мои творческие порывы материально, сделав небольшое (единоразовое или ежемесячное) пожертвование. Для вас – пустяк, а для меня – стимул писать больше, лучше, интересней!


Tags: Европа, Путешествия, Фотопутешествие: Франция, Франция
Subscribe

Posts from This Journal “Фотопутешествие: Франция” Tag

promo mova november 14, 2018 16:27 2
Buy for 10 tokens
Я не иду в ногу со временем и не поддаюсь модным течениям (а иначе бы уже давно «творил» не в ЖЖ, а, например, в Инстаграме и Ютубе), поэтому спешу анонсировать, что теперь у вас, дорогие мои читатели, появилась чудесная возможность подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте, которая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Фотопутешествие: Франция” Tag