
Роман Виктора Гюго произвёл на меня просто непередаваемое впечатление и, не побоюсь этого слова, изменил, скорректировал мою личность. После прочтения «Отверженных» жизнь, как бы банально это не звучало, меняется: приходит переосмысление отдельных элементов окружающего нас быта, происходящее раз за разом рисует в памяти картины скитаний Жана Вальжана и прочих героев эпопеи.
О чём же сама книга? Вот как характеризует её автор: «Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, – каковы бы ни были отклонения, исключения и отдельные срывы, – путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к Богу. Исходная точка – материя, конечный пункт – душа. В начале чудовище, в конце – ангел».
Если рассказывать чуть подробней, то «Отверженные» – это повествование о Жане Вальжане – бывшем каторжнике, который на протяжении всей своей тяжелейшей жизни занимается постепенной переоценкой собственных ценностей и, проходя полный страдания путь и жертвуя абсолютно всем ради порою даже ненавистных ему людей, возносится до уровня святости. Это картина вопиющей социальной несправедливости, царившей во Франции в ту эпоху, бичующая пороки социума и прогнившую до самых костей действительность.
Впрочем, не только главный герой написан столь яркими красками – ещё с десяток персонажей проработаны Гюго до мельчайших деталей; их характеры выведены столь безупречно, что начинает казаться, будто Козетта или Мариус – ваши старые знакомые, а маленький Гаврош – да вон он, во дворе бегает!
Судьбы остальных героев ничуть не легче того бремени, что принуждён нести всю жизнь Жан Вальжан; машина под названием «Общество 19-го века» давила колёсами и размалывала меж шестерней целые массы. У каждого из них своя печальнейшая история; разница лишь в том, кто до какого этапа остаётся человеком.
Кроме того, этот роман можно вполне назвать историческим, так как описания действительных событий и мест занимают в нём сотни страниц. Битва при Ватерлоо, французская Реставрация, бунты 1832 года, парижская клоака – всё это и много другое раскрывается на страницах книги в мельчайших подробностях. Эти описания – единственный момент, навивавший на меня небольшую скуку и вызывавший негодование при чтении, ибо Гюго любил обрывать главы на самом неожиданном и захватывающем повороте сюжета и вставлять туда гигантские описания окружающего мира. Однако ж количество полезной исторической информации, получаемой из подобных вставок, позволяло сглаживать любое негодование.
Нет никаких сомнений как в том, что Виктор Гюго был гением, так и в том, что «Отверженные» – одно из величайших произведений в истории человечества!
Текст написан 26.05.16
Journal information