Тринидад и Тобаго (mova) wrote,
Тринидад и Тобаго
mova

Category:

Рецензия | Александр Солженицын - Рассказы

Давным-давно в детстве у меня был диафильм с рассказом о двух братьях-художниках. Один из них рисовал цветными карандашами, а другой – только чёрным. У первого получались разноцветные картины, а у второго – чёрно-белые. Первый был весёлым, а второй – мрачным.

Те художники из детского диафильма словно были срисованы с двух великих советских писателей: Василия Шукшина и Александра Солженицына. Оба они писали короткие рассказы о жизни простых советских граждан, о провинции и селе, о быте того времени. Только Шукшин делал это цветными карандашами, а Солженицын – одним, чёрным. И так как рассказы первого я прочитал уже много лет назад, а произведениям второго посветил как раз последние недели, то нетрудно догадаться, что сегодня речь зайдёт о творениях Александра Исаевича.

В сборник, имеющийся у меня на руках, вошли рассказы «Матрёнин двор», «Крохотки», «Правая кисть», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Захар-калита», «Как жаль» и «Пасхальный крестный ход».

Практически все они (за исключением некоторых «Крохоток») оказались достаточно интересные и, порою, даже затягивающие, но, тем не менее, ни в какое сравнение не идущие с гениальнейшим «Одним днём Ивана Денисовича». Такие, добротные середнячки.

Как и положено творениям Солженицына, все рассказы пропитаны яркой антисоветской окраской. При этом, каждый рассказ «бьёт» главных героев прямо в самое больное место, демонстрируя всю несправедливость и бесчеловечность советского режима. В этих произведениях мастерски вырисовываются трагедии «маленького человека» из 20 века, неспособного самостоятельно бороться против неумолимой государственной машины. Или же пред читателем предстаёт молодой идеалист-марксист, стремящийся сделать всё «как надо», по совести, а, в итоге, натыкающийся на суровую реальность. Этот образ, нужно полагать, так хорошо удавался Александру Исаевичу из-за того, что он мог с лёгкостью писать его с самого себя – в молодости, до лагерей, Солженицын как раз и был тем самым идеалистом-марксистом. Потом, правда, что-то не заладилось…

Отдельно стоит упомянуть тот немаловажный факт, что все вышеперечисленные рассказы не были лишь выдумкой, фантазией автора. Солженицын писал их, основываясь на то, что видел сам, используя в качестве героев своих произведений абсолютно реальных людей.

В виду всего вышесказанного, я рекомендую прочтению рассказы Александра Солженицына: они правдивы и интересны, а это – уже немало.

Текст написан 04.06.15

Tags: Литература
Subscribe

Posts from This Journal “Литература” Tag

promo mova november 14, 2018 16:27 2
Buy for 10 tokens
Я не иду в ногу со временем и не поддаюсь модным течениям (а иначе бы уже давно «творил» не в ЖЖ, а, например, в Инстаграме и Ютубе), поэтому спешу анонсировать, что теперь у вас, дорогие мои читатели, появилась чудесная возможность подписаться на ежемесячную рассылку по электронной почте, которая…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments